суббота, 20 августа 2016 г.

Батончики, они такие разные.

Так получилось, что за последнее время мало что появляется из того, что меня интересует. По правде говоря, оно уже мало что на самом деле интересует, пресыщение - оно такое. Однако духовную пустоту надо чем-то закрывать, вот и приходится хвататься за хотя бы что-то.
Ну вот Илья прислал посылку из двух батончиков, условие было такое: на магнитоле Sharp надо было запустить тюнер, а вторая Aiwa шла как бы гонораром за выполненную работу. С замиранием вытащил из ящика первую магнитолу и хотя она была замотана в несколько слоев стретч ленты, я ее сразу опознал. Это была Aiwa CS-W33,
японская родственница моей Aiwa CS-W330. У них разница в основном в вольтаже и количестве диапазонов.

Мой энтузиазм скукожился, а когда я повернул аппарат спиной к себе, то увидел, что задняя стенка разбита. Эту часовню тоже я разломал, спросил Илью по Вайберу. Нет, пишет, это сделали до тебя в семнадцатом веке по пути из Японии на Украину. И правда, кусочки корпуса заботливо были сложены в пакетике. В принципе, если бы осколки были в наличии все, то можно было бы и попробовать сложить пазл, а так не известно, начнешь клеить, а дыра все равно останется, ну и толку, была дыра большая, стала поменьше, но все равно это дыра.
Да и не столь интересна мне сея модель Aiwa, что-то уж часто мне попадалась, похоже, что вовсе не редкая. Ну и косметика даже без этих разрушительных повреждений не очень у нее, увы. Хром пострадал от японского климата, с этой солью в морском воздухе просто беда. Какие-то вещи, сделанные на века, японцы может и научились делать так, чтобы они не корродировали, а с обычными вещами дело плохо. Причем не только с магнитолами. В 2004 году купил для дочери Nissan Sanny 2002 года, эти машины простояли год в порту, ну автофирма, купившая оптом эту партию, слегка хром от окислов оттерла, но в остальном под капотом было видно, что соль не прошла без последствий. И вот сейчас ржавчина бьет кузов так, что я на других, более древних машинах такого безобразия не наблюдаю. Причем с машиной-то самой все хорошо в техническом плане, катается и не ломается, а вот рыжие пороги наводят грусть. Так это автомобиль, что уже говорить о магнитолах.
В общем, отложил в сторону я эту магнитолу и вытащил вторую. Sharp QtY1. Ух ты, какая красивая, подумал я, разматывая стретч ленту. Однако, когда я ее окончательно распеленал, мой энтузиазм угас.
Причина была двоякая. Во-первых, она была шибко проста, это я понял сразу, заглянув в открытые карманы.
Сделана она была уже в Корее, а потом завезена в Японию.
А во-вторых японская оспа ее поразила еще больше, нежели вторую Aiwa.
Местный шашель тут поработал на славу, хром - его излюбленная пища.
С этой болезнью ничего не сделаешь, в рамках разумных затрат, естественно.
Я раньше оттирал мелкие точки, они после этого превращаются в мельчайшие, но полностью не исчезают.
В общем, все печально, как видите.
Но мне прислали магнитолу не для охов и ахов, а для ремонта. Собственно этим и хотелось бы заняться.
Акустика, как видите, не сильно впечатляющая.
Фирма Foster довольно известна как поставщик динамиков для аппаратуры среднего класса, во всяком случае на топовых моделях ее громкоговорителей я не встречал.
Ну для такой магнитолки мощность 3 Ватта в самый раз.
Я не зря сказал, что опечалился простотой аппарата, протяжки тут, увы, ширпотреб.
Вот только на второй я не обнаружил кривой пружины, которая упирается в основание тонвала.
Вот на этом фото хорошо видно, что одна протяжка с пружиной, а вторая без.
Вполне возможно, что связано это с тем, что на второй протяжке установлен электромагнит системы поиска песен, может он и выполняет функцию кривой пружины. Честно скажу, не разбирался, не интересно. По хорошему, на протяжках надо было бы заменить пасики, из за растянутых пасиков фрикционы плохо работали, но я не стал этого делать, у меня на эти протяжки аллергия.
Тюнер. Он справа, слева участок платы, относящийся к декам.
Тюнер трех диапазонный,  кроме средних волн и FM добавлен был телевизионный диапазон по моде тех лет в Японии. Наверное, для слепых домохозяек, которым он позволял слушать сериалы и не покупать при этом телевизор.
Тюнер работал странно, средние волны ловились, теледиапазон тоже работал, а FM молчал. Я потом обнаружил, что иногда станции FM принимались, если переключатель диапазонов расположить между TV и FM диапазонами. Решил разобрать и почистить переключатель диапазонов. Для этого его надо выпаять из платы, промывка "ВэДешкой" ничего не давала.
 Разобрал, почистил.
Все перемычки были в хорошем состоянии, протертых не было. Иногда перемычки страдают, если через них подключаются силовые цепи, здесь же в тюнере таких токов не бывает.
Впаял переключатель на место, FM не появился. Честно скажу, что я взял и для эксперимента запараллелил ножки переключателя, которые позволяли принимать станции FM  в промежуточном положении с TV станциями. После этого в обоих положениях (FM  и TV) тюнер принимал FM станции, Начал разбираться, в чем причина, попутно пропаял несколько точек на плате. Не знаю, может быть случайно исправил холодную пайку, но после удаления перемычки FM работал самостоятельно.
Довольный, что отделался малой кровью, решил послушать, как будет работать тюнер и не вылезет ли старая болячка. Старая не вылезла, вылезла новая. Время от времени раздавался треск, тюнер замирал, после чего продолжал играть. Что характерно, трески эти понемногу учащались. Возникла мысль, что может быть какой-то электролитический конденсатор пробивает, я посмотрел и увидел, что на плате стоят 3 конденсатора на 10 вольт. Так как японский 100 вольтовый трансформатор уже был заменен на 220 вольтовый наш, выходное напряжение с блока питания было порядка 10,5 вольт. В общем, я заменил эти электролиты на 16 вольтовые. Не помогло. Трески и замирания продолжались. Ловить такой мигающий дефект трудно, потому я выключил звук и оставил аппарат на ночь. Утром Sharp QtY1 уже молчал, тресков и грозовых разрядов не было, впрочем, как и полезных звуков тоже. Опущу описания своих поисков проблемы, скажу, что после всех измерений напряжений и прыжков с бубном я вспомнил, что у меня уже были похожие ситуации с двумя одинаковыми магнитолами Sanyo MR-WU4, там тоже начиналось с тресков, после чего тюнер замолкал. Коллективными усилиями был вычислен виновник проблемы - это оказался пьезофильтр ПЧ на 455 Кгц. Я решил выпаять аналогичный фильтр из этого тюнера и вуаля, тюнер заработал.
Без него, правда, средние волны не работают, но FM важнее в разы. Но если кому очень захочется, то можно найти этот фильтр, они еще бывают желтого цвета, вставить на место и средние восстановятся.
Вылезла еще одна беда с тюнером. Я случайно обнаружил сбоку кнопку, оказалась, что она включает стерео режим. Кнопка эта была с противоположной стороны от тюнера, среди иероглифов знакомые буквы были только FM.
Так вот в положении Стерео по каналам шли такие искажения, что слушать тюнер было решительно невозможно. Стерео декодер был выполнен на микросхеме KIA7342P, полагая, что эта микросхема аналог тошибовской TA7342AP, я решил поставить ближайший аналог TA7343AP. Между 42-й и 43-й разница в вольтаже, 42-я более низковольтная. Порылся у себя и не нашел TA7343AP, зато нашел полный аналог AN7420. Выпаял KIA7342P, впаял AN7420, однако декодер отказался работать вообще! Думаю, может плохая микросхема попалась, поехал в магазин и купил TA7343AP, впаял ее и опять декодер не работал. Еще раз перепроверил обвязку микросхемы - все конденсаторы и резисторы были в порядке. В общем, я в тупике. KIA7342P я точно не найду, TA7342AP найти можно, но я уже как-то не очень уверен, заработает ли там она? По распиновке все это идентичные микросхемы, но кто знает, как на самом деле обстоит?
Если очень захочется иметь стерео режим в этом Sharp QtY1, мне кажется, что проще спаять отдельную плату стереодекодера или купить ее в готовом виде, чем мучиться с этим. Но это буду делать точно не я.
В итоге я собрал Sharp QtY1, feci quod potui, faciant meliora potentes, с меня хватит, не надо мне никаких гонораров, чтобы такие магнитолы чинить. Восстановление магнитол мне должно приносить радость и удовольствие, теоретически могло бы и деньги приносить, но для меня это точно не бизнес, да и что можно заработать на таком хламе? Здесь нет ни того, ни другого, потому я пас.
Для успокоения нервов решил обратиться к другой маленькой магнитоле, которую я купил на рынке. Её привезли из Польши, по телефону мне сообщили, что есть два небольших аппаратика, один из них Grundig RR350, второй какой-то Nordmende. Grundig у меня такой когда-то был, но с отломанной крышкой, там есть такая крышечка, прикрывающая все ручки сверху, ее часто ломают. В общем, поехал посмотреть Grundig, а купил Nordmende. Потому что он симпатичный.
С этими Nordmende одна беда, у них трудно запомнить название модели. Написано Nordmende Starcorder 2484, а сзади на табличке указано, что это модель 984.107H. Ну и чему верить?
Но я буду именовать этот аппарат Nordmende Starcorder 2484, мне так проще.
Как по мне, аппаратик весьма симпатичный. Чем-то он мне напоминает приплюснутый Sharp GF-5757.
Черные клавиши и ручки его вовсе не портят, даже и не знаю, как бы выглядел Nordmende Starcorder 2484 с хромированными кнопками, может был бы и перебор.
Понравились крупные шарообразные ВЧ динамики.
Я на их счет не сильно заблуждался, но все равно красиво.
Сзади игривости добавляет оранжевый наконечник антенны.
С Nordmende Starcorder 2484 было все хорошо, если не считать, что его дека не работала. Потому решил по быстрому починить.
Внутри все чинно, благородно, по старому.
Блок питания. Удивило, что внизу аппарата есть специальное углубление, может быть под более мощный трансформатор. Но оно осталось незадействованным.
Блок управления звуком. Над ним два светодиода. Левый отвечает за индикацию включения и подмигивает в такт музыке, правый показывает прием стерео сигнала.
Тюнер. На двух микросхемах и нескольких транзисторах.
 Японские динамики неизвестной фирмы, "десятки".
Слева вверху от динамиков проглядывается на корпусе год изготовления, 1983.
Открутил ВЧ динамик.
Пьезо пищалка прикрыта полусферой.
Протяжка. Ее я видел на очень многих моделях других фирм. У нее очень часто лопается резинка подмоточного ролика, но в данном случае она цела.
С обратной стороны всего один пасик. Для его замены надо выкрутить один винтик, процедура не сложная. Замена пасика заняла 10 минут.
Двигатель Mabuchi стандартный на 9 вольт.
Собственно, особо нечего больше рассказывать про Nordmende Starcorder 2484, хорошенькая магнитолка, вот и все.
Апдейт. Тут зоркий внимательный народ опознал в этой Crown CSC-40L, ну значит я не зря его прикупил, благородные черты в нем отчетливо просматривались. ОК, Краун, так Краун.
Ну и еще вчера прикупил Sharp WQ-T281Z(R). Без ручки для переноски и не рабочий. Зачем? Там тюнер такой, как в Sharp GF-800Z или Sharp WF-939Z. Сам тюнер стоит дороже, чем я отдал за эту красную магнитолу.
На удивление, динамики у нее пока целые. Может потом посыпятся подвесы, но пока вроде бы не проявляют к этому желания.
Включил, шипение есть, усилитель работает, протяжки крутятся, но ни радио, ни магнитофон не работают. Разберемся.


17 комментариев:

  1. В силу того что всю жизнь был связан с телевизорами и свою работу начинал с установок декодеров Пал-Секам в добром старом СССР, отвечу вам за ваши издевки над японскими домохозяйками.....

    Как выразился здесь один из предыдущих читателей, из-за “особенности Японского правильства быть оригинальными в технических аспектах сферы массовой информации“, диапазоны радиочастот в вещании и их принципы работы не имеют общего с остальным миром. Очевидно, имея контроль над СМИ, можно не давать возможность проникновения инакомыслия извне......

    Телевизоры 60х 70х, 80х годов в Японии изготовлялись хотя и с Квадратурной Модуляцией сигнала, но звуковое сопровождение промежуточной частоты звука находилось на 5.5МГц выше телевизионного канала. Самое интересное что оно вещалось в АМ (впрочем как и в немногих других странах). Так вот, многострадальный японский народ очень возмущался тем что в соседних странах звуковое сопровождение с ЧМ отличалось кристально чистым звуком который можно было с удовольствием еще и записывать в то время когда они принимали звук с треском и шипением средних частот. Здесь и появилось дополнительное вещание звука телевизионных каналов через магнитолы. Когда я побывал в доме своего друга якузы в Японии в 80тых, увидел в домах такую весьма привычную ситуацию..... Звук телевизора убавлялся до нуля и вместо этого рядом с ТВ стоял какой нибудь батончик (но необъязательно) и очень ровно и мягко воспроизводил канал звука соответсвующего канала ТВ.

    Надеюсь теперь нынешним доморощенным мастерам
    будет понятно, и красивым японским домохозяйкам не будет приписываться слепота и скаредность в покупках телевизоров.


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Срезал(с) В.Шукшин.
      Так ведь мы в университетах не обучались, микросхемы TDA4555 в Электроны и Березки не вставляли, мы в те времена деньги другим способом зарабатывали.

      Допуская, что может так оно и было, как пишет "ученый сосед", подумал, какой же это геморррой выключать звук на ТВ, искать звук станции на магнитоле, потом, желая сменить канал, опять его включать, переключаться на другой ТВ канал, перенастраивать магнитолу, выключать звук на ТВ, в общем мне бы такой хоккей точно бы нужен не был.

      Вот Вы из себя такой умный, расскажите нам, доморощенным кулибиным, как японцы боролись с зеркалками при длине диапазона 76-108 МГц и частоте ПЧ 10,7 МГц?

      Кстати, при наличии телевизоров без дистанционок (позволю себе кощунственную мысль, что в Японии таковые могли быть, помните, перещелкиваемые ПТК для смены программ) может легче было на магнитоле просканировать все каналы по звуку и потом уже бежать к телевизору прокручивать ПТК на заинтересовавший канал?

      Удалить
    2. В свое время, лет несколько назад, попадалась статья про стереовещании в телевидении. Так вот там писалось, что в определенный момент, когда телевизоры со стерео-звуком, были весьма дороги, то в Японии, да и некоторых других странах, были попытки гнать стереосигнал, через FM диапазон.
      Что позволяло небогатым людям обходиться относительно дешевыми магнитолами. Только диапазон для таких станций чуть сдвинули, поскольку основной был занят. А производители уж тут сами подсуетились.
      К стати, подобные эксперимент проводили и у нас начале 80-х, в тогда еще Ленинграде. Только с учетом нашего стандарта стеревещания.

      Удалить
  2. Пшёл ты....амфибия туфелька, тебе ничего рассказывать не собираюсь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Амфибия туфелька.)))))))))) Что и требовалось доказать.)))))
      В пятом классе про инфузории ничего не рассказывали? Напряги умишко, может какие-нибудь умные слова типа "вакуоль", "митохондрия" в голове всплывут. Или ассимиляция и диссимиляция. Где-нибудь в "ученом" разговоре ввернешь.))))
      Хотя, что ты можешь по большому счету, кроме как ассимилировать и диссимилировать? Впрочем, у меня диссимилировать ты не будешь, меня ты своей жидкой диссимиляцией не оскорбишь, тереть буду сразу.
      А вот амфибию-туфельку оставлю. Это будет имя твое. Внутренний наш мэм.))))

      Удалить
  3. Опускаться до этого не собираюсь. Был вопрос, ответил что знаю, но некоторые принимают это лично, а как это воспринимать зависит от человека.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гнать меня, доморощенного мастера, с моего сайта, не проще ли просто покинуть его и найти себе тусовку по своему уровню? Потому словами Эпиминонда Максимовича, позвольте Вам выйти вон, право, что вам делать среди амфибий-туфелек?

      Удалить
  4. Красненький симпатичный. Ручку а 3Д, если что.

    ОтветитьУдалить
  5. Аппарат Nordmende - по стилю очень схож с Тошиба Бумбит,
    на мой взгляд.

    ОтветитьУдалить
  6. Володя, а мысли не было, что TA7343 не хватает напряжения ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю,все может быть, там напряжение было от 4,7 до 5,1 вольта. В ее даташите указано, что она может работать от 3,5 до 12, а в других источниках от 5 до 15 вольт. Должно было по идее хватить напряжения.
      Ты знаешь, я понял из экспериментов что обвеска в стереодекодере играет малую роль, так я выпаивал многие элементы и декодер работал вполне и без них. Даже священный конденсатор на 1000 пикофарад удалял, все равно как-то детектор работал.

      Удалить
  7. Nordmende Starcorder 2484 один в один - Crown CROWN CSC-40 L
    полюбуйтесь: http://www.stereo80s.com/images/gallery/crown/crown_csc-40l_1_big.jpg

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, близнецы братья.

      Удалить
    2. То-то я чувствовал, что он имеет благородные корни.))) Ну и как все Крауны, легкий очень.

      Удалить
  8. Японские динамики неизвестной фирмы имеют на корзине значек известной фирмы)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вот плюсик Вам! Я разглядеть не мог, пока на оригинальной фотографии не открыл самый большой размер, тогда и увидел значок Матсуситы.

      Удалить
  9. Амплитудная модуляция при передаче звукового сопровождения была во Франции (Secam L), а в Японии был стандарт, который неофициально назывался NTSC-J, а по сути был немного изменённым NTSC-M (https://en.wikipedia.org/wiki/NTSC-J) с FM-модуляцией звука.
    Так что, про "правильство", "проникновение инакомыслия" и "якузу" – как-то неубедительно. Особенно, учитывая, что именно в 60-70 годы магнитолы для JDM выпускались всё ещё с коротковолновым, 3-12МГц, диапазоном. А вот в 80-е – в основном AM/FM.

    ОтветитьУдалить