четверг, 30 марта 2017 г.

Sanyo M-S350K. Микромагнитола.

Я уже писал, что мне нравятся маленькие магнитолы, я по натуре всеядный и размер аппарата для меня абсолютно не имеет значения: бывают огромные вещи, на которые и смотреть не хочется, бывают малыши, от которых глаз не отвести. Не могу сказать, что при этом нельзя отвести и ухо, физические размеры динамиков магнитол все же сильно влияют на звук, но если не требовать, чтобы в такт басам подпрыгивала ваша печенка, то в остальном многие малыши звучат очень достойно. Ну а так как я в последнее время я "слушаю" магнитолы глазами, то и требования к звуку у меня щадящие, впрочем, если какая-то магнитола реально сражает меня свои звуком, то я от этом сразу же заявляю. Увы, такое событие сейчас встречается очень редко и для перечисления поразивших меня аппаратов мне пока хватает пары рук. Допускаю, что где-то есть армада магнитол с супер звуком, но мне они в таком количестве пока не попадались.
Чтобы не кружить вокруг да около, скажу, что когда-то в свое время я приобрел Sanyo M-S350K, его владелец долго думал, расставаться с ним или нет, в итоге я ждал покупку этой магнитолы примерно год. Понятно, что прежде, чем поехать к продавцу, я посмотрел картинку в интернете, чтобы представлять, что именно мне придется приобрести. Однако, когда мне из сумки достали крошечный аппаратик, я не столько был поражен его размером, сколько очарован его видом.
С того момента прошло лет пять и Sanyo M-S350K у меня по сей день в основном составе моей команды, поползновений расстаться с ним у меня никогда не возникало.

И вот недавно пишет мне из Одессы Илья, мол его юный Ильич неудачно уронил точно такой же Sanyo M-S350K, в результате чего поломалась ручка для переноски. Ну что ты тут поделаешь, тут главное чтобы потом не вырос Ильич Рамирес Санчес, а магнитолы дело наживное. Вон у моего брата наследник взял как-то дорогущие часы Chopard, брат протянул руку к нему, мол, отдай сыночка часики папе, но в последний миг юный натуралист предпочел эксперимент со свободным падением тел. И хотя расстояние от его руки до кафельного пола кухни было ничтожно малым в сравнении с высотой Пизанской башни, шопаровским часам этого хватило, замена анкера вышла потом в 500 долларов. Дети - они такие. Дороже миллионов магнитол Sanyo и часов Chopard.
Присылай его Айболиту, пишу Илье, я пришью ему новые ножки, он опять побежит по дорожке. Шей, отвечает он, но дорожка эта будет уже от меня, а не ко мне, в рамках концепции избавления от лишнего не люб мне стал этот Sanyo M-S350K, да и вообще я только большие и огромные аппараты уважаю, притом не все, а только те, у которых кнопки или педали магнитофона расположены внизу. Если же кнопки сверху, то кассета стоит вверх ногами, в итоге уже не та хворма, не тот центр тяжести. Не так поставите - физиономии уже нету. В общем, спорить с такой логикой трудно, да и смысла нет, каждый любит то, что любит.
Приехал сей инвалид.

Помимо поломанной ручки для переноски у Sanyo M-S350K отсутствовали еще и фрагменты корпуса, но Илья сказал, что это уже вина не его, а какого-то другого сына, может даже сукиного, впрочем, не исключено, что это могла быть и дочь, история про это умалчивает.

Всех кусочков поломанной ручки сохранить не удалось, но основные части пазла были.  Не беда, подумал я, склею дихлорэтаном то, что есть, а недостающие фрагменты заполню черной пластмассой, растворенной в этом самом дихлорэтане. У меня для этих случаев есть пара пузырьков с черной и серой жидкой пластмассой.

Чем хорош дихлорэтан, он размягчает пластмассу и кусочки сложной формы можно всегда подогнать, просто прижав их друг к другу.  Я смочил поверхность излома пары фрагментов в ожидании, что она размягчится, однако через минуту дихлорэтан просто испарился с поверхности, не оказав на нее никакого воздействия. Это оказалась нерастворимая пластмасса, твердая и хрупкая, как стекло.

Пришлось задействовать вариант B. Я решил склеить кусочки мгновенным клеем. Однако этот клей схватывается очень быстро и права на ошибку тут нет, обломки нужно четко совмещать друг с другом. Так как поверхность излома была очень сложной формы, я попробовал потренироваться, как я буду совмещать куски, однако мелкие фрагменты плохо стыковались друг с другом, их было трудно держать пальцами в сухом состоянии, а в смоченном мгновенным клеем это было бы практически невозможно, обязательно какой-то из них прилипнет к пальцам, пока ты его отдерешь, клей высохнет, в общем, мука, а не склейка фрагментов. Потому я наиболее загогулистые концы обработал надфилем, в противном случае пазл бы просто не сложился бы. Смочив клеем, кое-как собрал деталь, при этом не все части легли как надо, но основные фрагменты, из-за которых ручка могла перекоситься, все же приклеились нормально. Чтобы соединение было максимально прочным, в полости я наливал клей и засыпал его содой, не сразу все конечно, а послойно.

Ручка получилась крепче родной. Светлые места от клея с содой я закрасил черным фломастером, они стали практически незаметны.

Не обошлось, конечно, без надфиля, но в целом, если не указывать на него специально, то исправленный дефект в глаза совсем не бросался.

Пишу Илье, подлечил, мол, инвалида, что дальше?
Продавай его, говорит.
За сколько?
Не в курсе, за калеку много не возьмешь, говорит.
Он хоть рабочий, спрашиваю?
Не знаю или не помню, пишет мне. Но если хочешь, забери его себе, в зачет наших финансовых взаимоотношений.
Сумма взаимозачета с учетом полного отсутствия барыжьих наклонностей Ильи меня полностью устроила и таким образом у меня стало два Sanyo M-S350K.
Решил помыть-почистить магнитолу, она была в весьма затрапезном виде, причем не только снаружи, но и внутри.

Не могу сказать, что в ней была грязь или тараканы, но практически все уголки и закоулки аппарата были очень пыльные.

Между клавиш магнитофона и на переменных резисторах был довольно толстый слой пыли, напоминавший рыхлый войлок.

Если я начал убирать пыль в одном месте, то глупо ее оставлять в других, потому я разобрал Sanyo M-S350K.


Вот такая у нее протяжка. Маленький мотор типа плеерного с внешним регулятором частоты оборотов. Маховик небольшого размера. Пасики родные еще живы, смысла менять их пока не вижу, работает протяжка, чего туда лезть? Автостоп - "качалка".

Динамики, маленькие, но вполне мощные.

Я не поленился и снял их с передней панели. Здесь тоже была пыльная бахрома.

Влажная ватная палочка - самое лучшее средство для удаления пыли.

Я снял также сетки и помыл их под водой.

Хотелось бы вам показать тюнер, но увы, он прикрыт вот такой конструкцией, снимать ее ради любопытства смысла не вижу.

Внутри кассетоприемника тоже было очень грязно и пыльно, для удобства уборки пришлось снять карман тоже.

Карман я помыл под водой и вычистил всякие уголочки зубочисткой.

Общая плата Sanyo M-S350K выглядит так. Слева под маленьким радиатором находится УНЧ, микросхема там похожа на японский аналог нашей К174УН7, а какая именно, не знаю, отпаивать радиатор ради любопытства не стал.

Протяжка. Снимать ее с передней панели не видел смысла, работает, ну и не надо лезть в нее.

Довольно толстый тонвал в сочетании с маховиком малого диаметра говорит о том, что двигатель скорее всего на протяжке тихоходный. Стирающая головка - постоянный магнит. При воспроизведении она отклоняется назад, чтобы не доставать до ленты.

При включении записи она выходит на один уровень с универсальной головкой и стирает запись.

Почистив, вымыв и высушив Sanyo M-S350K, решил узнать, а работает ли он? Аппарат маленький, места внутри мало, трансформатор располагать негде, потому блок питания внешний. Нашел какой-то универсальный китайский, выставил на нем 9 вольт, центральный электрод "минус" и включил радио. Тюнер работал, но с хрипом и при этом звучал только правый канал. По левому каналу шел неприятный низкочастотный гул. Вставил кассету, она играла очень замедленно.
Подозрение сначала было на маломощный блок питания, нашел фирменный от Sanyo с тем же 9 вольтовым напряжением, картина работы была та же самая. Опуская промежуточные искания и гипотезы, обнаружил, что напряжение питания просаживается с 9 до 4-5 вольт. Начал искать, где идет утечка. Подключил наушники и с удивление обнаружил, что и гул исчез, и скорость магнитофона стала нормальная. Явно вырисовывалась проблема с левым каналом усилителя.

На всякий случай решил посмотреть, как обстоят дела с напряжением в исправном собрате, для этого снял заднюю крышку с зеленого экземпляра. И тут увидел, что провода с задней крышки на обоих магнитолах подпаяны по разному. Слева красный аппарат, справа зеленый.

В магнитолах явно ковырялись дилетанты, причем в обоих. В красном экземпляре к разъему питания был подключен тонкий желтый провод от элемента питания таймера.

В зеленом экземпляре оба провода из батарейного отсека шли к разъему питания, причем оба к плюсовым контактам. При подключенном внешнем блоке питания это не сказывалось на работе никак, поскольку они в таком режиме размыкались, но при установке батарей в таком варианте подсоединения проводов они бы были в режиме короткого замыкания. Со всеми вытекающими в виде электролита последствиями.

Пришлось посидеть и разобраться, где какой провод и куда он должен быть подключен. Правильное подключение ниже на фото.

Понятно, что проблему гула  правильная распайка проводов не вылечила, но я вспомнил, что у меня уже были подобные дефекты на других аппаратах и связаны они были с пробитыми электролитическими конденсаторами. Первый проверенный электролит от УНЧа к динамикам оказался пробитым. Вот он на фото, зачем надо было ставить электролит на 6,3 вольта мне не понятно.

В запасах нашелся старый электролит на 16 вольт, установка его проблем не вызвала, магнитола Sanyo M-S350K запела.

Попытался посмотреть, какой конкретно элемент стоит в отсеке питания таймера, оказалось, что крышку отсека снять не так-то просто. Она держится на защелках и снимается весьма туго. Без понимания конструкции ее можно легко сломать.

Для регулировки скорости в батарейном отсеке сделано отверстие. У красного оно видно, а у зеленого закрыто бумажной наклейкой с номером аппарата. Ну и правильно. У нормально работающей магнитолы необходимости в регулировки скорости нет, проблему отклонения скорости от номинальной решать с помощью настройки вращения движка надо в последнюю очередь.

Итого вот такой вот получился Sanyo M-S350K.

Несколько фото, дающие представление о его внешности.

Металлическая планка имеет спереди рыжую кромку, на самом деле это выгоревшая красная кромка.

Ракурс сбоку.

Громкость и тембр, баланса нет.

Кнопки магнитофона.

Пара переключателей и ручка настройки тюнера.

Починенная ручка переноски и проблемный пока участок корпуса, буду думать, как его восстановить.

Ракурс слева.

Слева разъемы для внешнего микрофона, для наушника и блока питания.

Вид сзади.

Два цвета, какой лучше, не знаю. Видел живьем еще и желтый цвет, тоже весело смотрелся.

У зеленого планка не выгорела, зато вмятинок на ней поболее, чем на красном Sanyo M-S350K.

Сравнение с минимагнитолой Sharp GF-7Z. На фоне Шарпа, я так думаю, Sanyo M-S350K смело можно отнести к микромагнитолам.

Ах да, играет звонко.

19 комментариев:

  1. Ответы
    1. У меня два таких, только белые, в отличнейшем состоянии,мог бы поменять или продать, но я в Украине нахожусь.

      Удалить
    2. Андрей, а почем ты их ценишь? И потом у тебя еще какой-то малыш был, насколько я помню.

      Удалить
    3. Привет Володя! Есть кое-что из мелкого,но расставаться с ними планов нет пока,наоборот хотелось бы ещё SHARP GF-7 разжиться. За Sanyo M-S350K хотел бы где-то 1300 грн.За меньше жалко продавать, состояние у обеих магнитол отличное.

      Удалить
    4. Sanyo M-S350K ещё актуально прикупить белый?

      Удалить
    5. Хочу купить Sanyo M-S350 в любом цвете, есть донор с плохим состоянием корпуса.
      89145646849. Из украины сложно разве получить такой товар?

      Удалить
  2. хорошенький. но по мне очень не хватает филигранных металлизированных органов управления, как у шарпа, к примеру. хотя тут стиливое направление другое, типа сони спортс. Максим СПб

    ОтветитьУдалить
  3. а вообще, хоть и маленький, но не микромагнитола, а просто маленький. и я сейчас не про те, что на микрокассетах, те вне конкуренции. я о редчайших вроде SONY WA-8000MKII Максим СПб

    ОтветитьУдалить
  4. Андрей из Питера.3 апреля 2017 г. в 09:44

    Очень симпатичный малыш,первый у меня появился где то лет 5 назад и вот на данный момент я насобирал таких 7 цветов.

    ОтветитьУдалить
  5. "...Карман я помыл под водой и вычистил всякие уголочки зубочисткой." Есть шикарная штука для подобных работ (и не только для почистить труднодоступные места). Пароочиститель - в большинстве случаев позволяет отказаться от чистящих средств. Давление, температура, вода творят чудеса! Когда-то приходилось работать с профессиональным аппаратом на зуботехническом производстве - результат космос! Аппарат был немецкий, с раздельной подачей воздух/пар. Зуботехники могут себе позволить такую штуку за 100 тыр., поэтому купил я себе очиститель поскромней, за 1200 р. Рекомендую.

    ОтветитьУдалить
  6. Ультразвуковая ванна и мистер мускул

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И маленький походный андронный коллайдер, можно китайского производства.

      Удалить
  7. Вот когда открыл для себя моющее для своих радио и магнитол, перестал мучатся. Оно не агрессивное, снял весь пластик, замочил в ванной, потёр щели щёточкой и сполоснул. Чистит очень хорошо.

    Основные загрязнители - жир с кожи рук, пыль с влагой и насекомые. Как раз мистер мускул заточен под этот вид грязности.

    ОтветитьУдалить
  8. Сергей Крылов3 октября 2017 г. в 08:27

    Здравствуйте,
    Можете подсказать, можно ли помыть корпус погрузив его полностью в мыльный раствор с неснятым карманом и, главное, демпфером? Аппарат - Sharp QT-75, не пойму как снимается карман. Силу прикладывать боюсь. У демпфера защелки за приклеенной пленкой, тоже не хотелось бы отклеивать.
    Мойка полностью необходима, аппарат дико пропах табачным перегаром, пока разбирал, приходилось отворачивать голову. Низ обоих половинок корпуса внутри покрыт коричневой липкой субстанцией с приклеенными мелкими насекомыми. Типа компот пролили на стол где магнитола стояла когда то. С платами тоже что надо делать, потому как воняют перегаром тоже. Ну и диффузоры динамиков естественно...
    У кармана пружины металлические, их после мойки сбрызну WD40, надеюсь не заржавеют. Но вот сохранность демпфера после воды вызывает сомнения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Демпферу от воды ничего не будет, там такая липкая субстанция, что ее вода не возьмет.
      Если у 75-й модели конструкция такая же, как у 70-й, то я только что спокойно снял карман, там надо слегка подогнуть стопоры кармана друг к другу, перевести карман в горизонтальное положение и вынуть на себя. Все очень просто и без прикладывания излишней силы.
      Вообще можно мыть все, кроме динамиков, но если вода попадет в контура, то надо тщательно потом просушить (несколько дней на солнце или в жарком помещении), иначе может что-то коротнуть (у меня такое было, сгорала микросхема), то де и с трансформатором (тоже терял трансы, поспешив включить не высушенный аппарат). Ну или долго сушить феном, впрочем, несколько дней на солнце лучше. Только не так, чтобы пластмасса поплыла, такое тоже бывало, увы.(((
      В общем , умеренность и аккуратность. А вот динамики не знаю, как от запахов избавить. Тоже на солнце разве что поместить, могут выгореть, но тут уж выбирать меньшее из зол.

      Удалить
    2. Сергей Крылов3 октября 2017 г. в 13:11

      Спасибо за ответ, Владимир.

      Конструкция похоже такая же как и 70-й, пользуюсь серсис мануалом от него. 75-й удешевленная версия, я удивился, но у него микрофон один, левый. Под второй только место на шасси и отверстия на плате (нераспаянные).

      Карман может решусь попробовать снять еще раз. Я именно так и делал - подгибал ограничители, но он не шел дальше почему то.

      Удалить
  9. Есть в наличии m-s350k. Куплен родителями в 1984. Не работает. Хочу восстановить как память. Кто-то что-нибудь посоветует? Нет ли у кого схемы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что с ней? Может и без схемы удастся починить, там же все в принципе типовое.

      Удалить
    2. в сети хватает сервис мануалов для этой версии магнитол. Сейчас накачал для M-S350LE. Жду с Германии

      Удалить